Крымское вино с украинской этикеткой. Как Villa Krim продают в Европе и США в обход санкций

Один из крупнейших украинских производителей алкоголя после аннексии Крыма юридически разделил свой бизнес – на украинскую и российскую части. Сейчас “Алеф-Виналь” продает в России “вино с защищенным географическим указанием Крым”, а для Европы и США разливает свою продукцию на материковой Украине. Виноград на обоих производствах один и тот же. Об этом стало известно в совместном расследовании Настоящего Времени и антикоррупционного проекта “Муниципальный сканер”.

Санкции ЕС и США запрещают импорт и экспорт продукции из Крыма, но с помощью этой схемы производитель обходит санкции. Среди учредителей группы есть европейские компании. За этими организациями стоит бизнесмен из Днепра Вадим Ермолаев. В 2018 году он занимал 64-е место в списке самых богатых украинцев журнала “Фокус” с капиталом около $100 млн.

Вина торговых марок “Золотая Амфора”, Villa Krim, “Старый Крым”, коньяки Klinkov, “Жан-Жак”, а также водка GreenDay и Helsinki – это все продукция одного из крупнейших украинских предприятий по производству алкогольных напитков “Алеф-Виналь”.

Основные мощности предприятия до аннексии Крыма находились на полуострове, но и без них компания все еще лидирует на рынке. Профильный журнал Lanlord в 2017 году поместил “Алеф-Виналь” на 13 место – без учета его крымских активов.

Группа владеет пятью вино-водочными производствами и виноградниками площадью две тысячи гектаров. Главное украинское предприятие находится в городе Синельниково Днепропетровской области. Как уверяют в компании, именно там производится вся продукция для Украины и экспорта в другие страны, кроме России.

В РФ продукция идет с четырех заводов, которые находятся в Крыму. Все вина изготавливают на АО “Старокрымском”, коньяки – на “Заводе марочных коньяков “Багерово””, виноград выращивает агрофирма “Бурлюк”, а перерабатывает и производит коньячный спирт “Алеф-Виналь-Крым” в поселке Почтовое.

В Крыму у “Алеф-Виналь” есть два собственных виноградника: 800 га в поселке Каштаны и свыше 1000 га в поселке Первомайское.

Где находятся виноградники украинского “Алеф-Виналь”, в пресс-службе предприятия Настоящему Времени не ответили. Законодательство Украины запрещает им импортировать сырье из Крыма.

Продукция

Украинский и российский “Алеф-Виналь” имеют отдельные интернет-страницы. Они очень похожи по дизайну, но отличаются перечнем продаваемых брендов алкоголя. Если в российской версии детально описаны крымские виноградники с картой расположения, то в украинской найти происхождение винограда для вина невозможно.

На российской версии сайта указывается, что продукция корпорации популярна во многих странах мира, включая США, страны Южной Америки, Европы и Азии. Санкции ЕС и США запрещают любой экспорт и импорт продукции с полуострова.

В интервью Настоящему Времени директор по маркетингу российской “Алеф-Виналь-Крым” Екатерина Наумова ответила, что их продукция предназначена только для внутрироссийского рынка, в отличие от предприятия в Украине.

“У нас разные рынки сбыта. “Алеф-Виналь-Крым” работает на Россию. В Крыму – полная представленность, в континентальной части – где-то меньше, где-то больше. Важно, что все наши вина производятся в классификации “вина с защищенным географическим указанием (ВЗГУ “Крым” – ред.)”, что гарантирует потребителю производство вина из свежего винограда и полный цикл производства на заводе-производителе”, – сказала маркетинг-директор.

Представитель днепровского “Алеф-Виналя” сказал, что предприятие поставляет вино не только в Украину, но и в Японию, Казахстан, Кыргызстан, Китай и страны ЕС. Собеседник настаивал, что все вино их предприятия производится в городе Синельниково возле Днепра.

В популярном международном приложении с рейтингом вин Vivino можно найти бренд Villa Krim. Он есть в каталогах и украинской, и российской компаний. В приложении и вовсе городом производства указана Одесса. Но в “Алеф-Виналь-Крым” это называют ошибкой.

Упомянутое вино Villa Krim мы нашли и в американском интернет-магазине LiquorBarrn. На запрос Настоящего Времени там ответили, что производитель товара – украинская компания ООО “Атлантис” из города Синельниково.

Есть Villa Krim и в Евросоюзе, например, в эстонском магазине Selver. На сайте указано, что вино из Украины поставляет Alef Vinal.

В Украине вино Villa Krim можно купить, например, в международной сети гипермаркетов METRO. Если рассмотреть этикетку, то производителем указано тоже предприятие ТОВ “Атлантис” в городе Синельниково. Но ниже написано, что производитель “виноматериалов обработанных” – ООО “Алеф-Виналь-Крым”, АР Крым, поселок Багерово. Причем последнее указано намного более крупным шрифтом.

Указание на бутылке производителя виноматериала подтверждает хозяйственную деятельность “Алеф-Виналя” в Крыму: полученный из винограда виноматериал – главная составляющая готовой продукции. После того, как НВ связалось с METRO в Украине, с сайта исчезли фотографии с этикетками, на которых указаны состав и производитель.

В пресс-службе украинского предприятия утверждают, что “ЧАО “Алеф-Виналь” не имеет управляемых активов на временно оккупированных территориях Украины и не осуществляет на этих территориях свою хозяйственную деятельность”.

Как выяснило Настоящее Время, данная информация не соответствует действительности.

Офшорные схемы и санкции

ООО “Алеф-Виналь-Крым” зарегистрировано в ноябре 2014 года. Учредителем выступило ПАО “Бурлюк”, на эту же структуру записано более 90% российского “Алеф-Виналя”. В свою очередь учредителем “Бурлюка” стала украинское ЧАО “Алеф-Виналь”.

Среди учредителей “Алеф-Виналь-Крым”, кроме “Бурлюка”, есть еще четыре кипрские компании: Amadon Limited, AD Vinal Invest Limited, Dreamdestiny Holdings Limited и Promila Enterprises Limited. Три последние также в равных долях владеют и самим “Бурлюком”.

схема 

Контрольный пакет акций 50% украинского “Алеф-Виналя” до конца 2018 года принадлежал австрийской компании Alef Investment Holding GmbH. Ее директором является, по данным официального реестра, гражданин Украины Вадим Ермолаев. Остальные 50% были поровну разделены между двумя кипрскими компаниями, которые упоминались ранее.

В ноябре 2018 года австрийская компания продала свою долю в ЧАО “Алеф-Виналь” офшору с Британских Виргинских островов – Ac-Terra International LTD, ее директор – тот же Вадим Ермолаев. Контроль менеджера над компанией также подтверждается решением Антимонопольного комитета Украины от 26 июля 2016 года.

Одной из кипрских компаний – AD Vinal Invest Limited – одновременно принадлежат доли в украинском “Алеф-Винале”, российском “Алеф-Виналь-Крым” и российском же ПАО “Бурлюк”. Офшорной структурой владеют: на 0,53% главный технолог “Алеф-Виналь” и гражданин Болгарии Боян Борисов, а на 99,47% – компания из Белиза Record Trading Limited. Узнать ее конечных бенефициаров невозможно – по закону страны, получить информацию могут только по запросу компетентных госорганов.

В орбите “Алеф-Виналь” также есть компании ООО “Торговый дом АВ”, ее учредил гендиректор компании и бывший бенефициар ООО “Атлантис” Черток Феликс Борисович.

Российские “Алеф-Виналь-Крым” и “Бурлюк” многократно кредитовались у российского Национального коммерческого банка, который находится под санкциями ЕС и США.

С момента аннексии полуострова компании выполнили не менее четырех контрактов правительства России на общую сумму почти 140 млн рублей ($2 млн). Среди заказчиков, в частности, завод шампанских вин “Новый Свет” и “Севастопольский Винодельческий Завод”.

В августе 2017 года директор “Алеф-Виналь-Крым” Олег Логвинов был фигурантом уголовного дела. Российский Следственный комитет обвинял его в уклонении от уплаты налогов на сумму более 75 млн рублей (чуть больше $1 млн).

В марте 2018-го Вадим Ермолаев и его бизнес-партнер Станислав Виленский стали фигурантами громкого скандала в Эстонии. Европейский Центральный банк лишил лицензии принадлежащий им Versobank AS по подозрению в отмывании денег и финансировании терроризма.

По данным Финансовой инспекции Эстонии и журналистов-расследователей из OCCRP, банк участвовал в легализации денег неизвестного происхождения из Украины через несколько подставных компаний на Сейшелах. Согласно расследованию журналистов, через банк прошли не менее 242 транзакций на общую сумму $164,3 млн.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *