Санкционная роща. Акционер «Новой Газеты» и The Independent владеет отелями в Крыму в обход санкций
Российский предприниматель Александр Лебедев, акционер «Новой газеты» и британской The Independent, владеет туристическим бизнесом в аннексированном Крыму через европейские компании, хотя санкции ЕС это запрещают.
Российский бизнесмен Александр Лебедев, владеющий британскими газетами The Independent и Evening Standard, некогда крупнейший частный акционер «Новой газеты» и член Совета по внешней и оборонной политике России, начал инвестировать в туристические объекты в Крыму задолго до его аннексии — в 1997 году. В 2004-м бывший президент Украины Леонид Кучма наградил бизнесмена орденом «За заслуги» в Крыму. В 2012 году Лебедев получил звание «почетного гражданина Алушты».
Лебедев не скрывает, что инвестирует в туристический бизнес на аннексированном полуострове. Рассказывает об открытии новых объектов, реставрации старых и о планах дальше развивать регион. Предприниматель также часто пишет статьи и записывает видеолекции о мошенничестве в банковском секторе, глобальной коррупции, критикует офшоры как механизм отмывания «грязных» денег.
«Для откачки [денег] создана целая империя офшорных юрисдикций, где к услугам паразитов — лучшие адвокаты, номинальные директора, десятки тысяч компаний, занимающихся исключительно отмыванием и хранением грязных денег. В результате целые континенты — к примеру, Африка, — оказываются полностью обескровленными. А те, кто паразитировал за чужой счет в этих рукотворных райских кущах, отложив личинки, отправляются к своей Земле обетованной, получая надежную защиту в суде от любого уголовного преследования у себя на родине», — писал он в своей книге «Охота на банкира». И в ней же рассказывал, что инвестирует в отели в Крыму.
«Санкции мне не мешают. Я же публично признаю, [что веду бизнес]. У меня в Крыму работает тысяча человек. Было бы странным, если бы я всех уволил и слушал бы санкционные истории. Я надеюсь, что через какое-то относительно непродолжительное время это все рассосется”, — говорил Лебедев в конце мая 2017 года.
В последующие годы в немногочисленных интервью Лебедев вскользь упоминал, что у него остался бизнес в Крыму, но деталей не приводил. Часть своего бизнеса на аннексированном полуострове Александр Лебедев контролирует именно через кипрские офшоры, несмотря на европейские санкции. Как выяснили Настоящее Время и «Муниципальный сканер», Лебедев через три кипрские компании владеет в Алуште комплексом отелей «Миндальная Роща», отелем «Морской» и гостиничным комплексом «Юстас-Крым».
Кто такой Лебедев?
Александр Лебедев — один из немногих крупных бизнесменов, который сегодня не связан с российской властью и активно поддерживает правозащитников, независимые СМИ и ведет просветительскую работу по борьбе с коррупцией: пишет книги и колонки в международные издания о том, как через банковский сектор отмываются триллионы долларов. Долгое время он называл себя «диссидентом», но уже ассоциироваться с этим термином не хочет.
В 1980-х Лебедев работал в советской внешней разведке в Лондоне в отделении по предотвращению утечки капитала за границу. В начале 2000-х был депутатом Госдумы четвертого созыва. Свою политическую карьеру он совмещал с успешным банковским бизнесом, который, по его словам, в 2010-х попытались «отжать» спецслужбы.
Сегодня Лебедев владеет активами в аннексированном Крыму и Англии, до начала декабря 2019-го сохранял контроль над частным «Национальным резервным банком» в России. Кроме того, в России у Лебедева есть несколько ресторанов, сеть кафе здорового питания и преуспевающий картофельный бизнес — «Национальная земельная компания», которая входит в тройку крупнейших поставщиков в России.
Бизнесмен частично (совместно с правозащитным центром «Мемориал») профинансировал возведение Музейно-мемориального комплекса жертвам ГУЛАГа по проекту Эрнста Неизвестного. За свою благотворительную деятельность удостоен медали ЮНЕСКО «Диалог культур». Весной 2019-го стало известно, что Лебедев работает над проектом сериала «Банкстер» — о том, как в разных странах работают схемы по выводу денег.
«Миндальная Роща»
На первой береговой линии Алушты на холмах раскинулся один из крупнейших отельных комплексов города — «Миндальная Роща». В комплекс входят отель «Аквапарк», отель «Морской» и вилла «Жасмин», а также собственный аквапарк, несколько ресторанов, бань и крупнейший в Алуште детский развлекательный центр «Радуга». Вскоре после аннексии Крыма сайт «Миндальной Рощи» сообщил о расширении — строительстве новой виллы «Фуджия». Сегодня в ней уже можно арендовать апартаменты с видом на море.
Известно, что в «Миндальной Роще» останавливались участники международного форума «Микроэлектроника-2017», который организовывали несколько научно-исследовательских центров совместно с Минпромторгом России и госкорпорацией «Ростех».
Комплексом владеет компания ООО «Миндальная Роща», которая зарегистрировалась в Крыму в октябре 2014 года. Санкции Евросоюза запрещают европейским компаниям открывать новый туристический бизнес и инвестировать в него. Но учредителем «Миндальной Рощи» стала кипрская Herschel Consultants (Overseas) Limited. Ее в июле 2016 года у белизской Allium Management Limited и кипрской Rinkler Holdings Limited выкупил другой кипрский офшор — Sogern Investments. Им единолично владеет Александр Лебедев, среди директоров — граждане Кипра.
В сентябре 2016 года ООО «Миндальная Роща» купило у одноименной украинской компании 98,7% ООО «Морской». Оставшиеся 1,3% «Морского» принадлежат Вячеславу Юткину, бывшему первому зампредседателя правления украинского «Проминвестбанка». В книге «Охота на банкира» Лебедев называет Юткина руководителем своих проектов в Украине. Кроме того, Юткин владеет в Алуште комплексом апартаментов «Таврический».
Спустя несколько лет после аннексии Крыма российские власти в несколько раз подняли стоимость аренды земли для занимающихся туристическим бизнесом компаний. Прибыль части отелей значительно снизилась, когда вместо нескольких тысяч рублей за аренду каждого квадратного метра владельцам пришлось платить до нескольких десятков тысяч. Это отразилось и на «Миндальной Роще», которая с декабря 2015 года арендует два земельных участка у фактических властей Алушты.
В «Новой газете», 13% акций которой владеет Лебедев, вышли три материала о завышенных ценах земельной аренды, которые «загоняют крымские санатории в долговую кабалу», — в июле 2017 года, в феврале 2019-го и в конце ноября 2019-го. В последнем издание рассказывало историю только на примере финансовых проблем «Миндальной Рощи». Ни в первой, ни во второй публикации не говорилось о связях Лебедева ни с комплексом, ни с изданием. В третьей эта информация появилась.
Сколопендры и «Море»
Упомянутая выше компания Лебедева Sogern Investments через другую кипрскую компанию — Gurbax Holdings Limited — владеет крымской фирмой ООО «Юстас-Крым». Ей принадлежит одноименный туристический комплекс рядом с «Миндальной Рощей». До июля 2014 года Gurbax Holdings, как и предыдущий кипрский актив Лебедева, была во владении белизской Allium Management Limited и кипрской Rinkler Holdings Limited.
В декабре 2016 года земельный участок, на котором располагается «Юстас-Крым», арендовали у российского муниципалитета Алушты на 40 лет. Директор компании — Панова Оксана Владимировна, она же действующий директор «Миндальной Рощи» и ООО «Морской».
В сентябре 2018 года «Юстас-Крым» размещал у себя приехавших на гастроли актеров Оренбургского государственного драмтеатра им. Горького — по госконтракту на 300 тысяч рублей.
По сравнению с другими отелями Лебедева в аннексированном Крыму, «Юстас» демонстрирует скромные успехи. По отзывам на TripAdvisor и в группе отельного комплекса ВКонтакте, часть посетителей остались довольны отдыхом, другие рассказывали, что в номерах сыро, постельное белье «застирано», а в некоторых комнатах живут сколопендры.
В 2017-м из-за долгов за аренду пляжа с «Юстас-Крым» судилась российская Распределительная дирекция имущества по Крыму. Сумма иска — 220 тысяч рублей.
До августа 2017 года управляющей компанией «Юстас-Крыма» было АО «Пансионат Море», которое владеет одноименным спа-отелем на одном из склонов Алушты. Через него «Юстас-Крым» заключила несколько десятков государственных контрактов «на оказание санаторно-оздоровительных услуг» разным дочерним компаниям «Транснефти» и «Крымтелекому» — на общую сумму (за годы аннексии) 50,6 млн рублей (около $770 тысяч).
На территории расположены семь баров и ресторанов, четыре конференц-зала, пять открытых и один закрытый бассейн, в фонде отеля — свыше 230 номеров. Пансионат предоставляет «оздоровительные спа-услуги»: от посещения бань и парных до составления персонального процедурного плана. Лебедев с женой и детьми и сами иногда останавливаются в «Море».
Сам пансионат «Море» зарегистрировали в российской юрисдикции в середине августа 2014 года — тогда он еще достраивался. В российском бизнес-реестре из-за формы управления компанией сведений об учредителях нет, но Александр Лебедев неоднократно говорил, что отельный комплекс принадлежит ему.
В качестве генерального директора в ЕГРЮЛ до августа 2019-го был указан некий Кузнецов Алексей Владимирович. Сейчас руководит отелем россиянин Максим Частковский, который ранее был руководил одним из фитнес-клубов премиум-класса в Новосибирске.
Гендиректорами пансионата «Море» в разное время были Гоменюк Александр Анатольевич, бывший депутат Верховной Рады Крыма, и Глухов Александр Анатольевич. Последний работал с Росатомом и компанией «Силовые машины», которая фигурировала в деле о поставке турбин Siemens в Крым в нарушение санкций в 2017 году.
В ответственном за соблюдение санкционного режима комитете Министерства финансов Кипра на запрос Настоящего Времени о возможном нарушении санкций компаниями Александра Лебедева посоветовали обратиться напрямую в компании. Чиновники также подчеркнули, что в полном объеме соблюдают санкционное законодательство ЕС.
Настоящее Время несколько месяцев добивалось интервью с Лебедевым, но каждый раз директор по внешним коммуникациям его бывшего главного предприятия «Национального резервного банка» Артем Артемов говорил, что «Александр Евгеньевич еще не решил, [давать ли интервью]». Накануне публикации расследования в комментарии журналистам отказали.