Лицемерная “группа” Бабакова: требует захвата Украины и финансирует ВСУ
Эта история начинается в Лужниках почти 30 лет назад. В постсоветской Москве судьба сводит троих человек для совместного ведения бизнеса. Первый — уроженец Кишинева, выпускник экономического факультета МГУ Александр Бабаков. Сейчас Бабаков стал депутатом и заместителем председателя Государственной думы, одним из лидеров партии «Справедливая Россия — За правду». В начале 2000-х он был председателем совета директоров и совладельцем футбольного клуба ЦСКА.
Второй, Евгений Гинер, родился в Харькове. К распаду СССР он получил два уголовных дела за хищения государственной собственности в крупных размерах. По первому он отделался условным сроком, а после возбуждения второго решил скрыться в Москве. Он известен как президент ФК ЦСКА. В 2020 году 77,63% акций клуба у сына Гинера Вадима выкупила госкорпорация ВЭБ. Кроме того, Гинер вместе с «Ростехом» владеет компанией «Технопромэкспорт».
Третьим в этой группе был уроженец Рязани Михаил Воеводин, более известный как криминальный авторитет Миша Лужнецкий. Сейчас, как сообщают источники украинской передачи «Схемы» («Радио Свобода»), разыскивается Интерполом.
Именно им троим удалось взять под контроль крупнейший рынок Москвы, в девяностые выросший рядом с московским стадионом «Лужники». Так появилась «лужниковская ОПГ».
Но для стабильности Бабакову, Гинеру и Воеводину нужна была политическая защита. В 2003 году Александр Бабаков присоединился к национал-социалистической партии «Родина» и стал депутатом Госдумы. Спустя три года он возглавил партию после скандальной отставки Дмитрия Рогозина. Ей предшествовал скандал из-за записанного «Родиной» неонацистского предвыборного ролика, в котором кавказцы сравнивались с мусором.
Тогда же партия «Родина» стала соосновательницей нового объединения — партии «Справедливая Россия», а Бабаков — одним из ее лидеров. Но в 2011 году Бабаков заявил о выходе из партии и сменил ее на «Единую Россию». Официально о причинах его ухода не сообщалось, однако провластные СМИ тогда распространили «открытое письмо» депутата, которому не нравился переход эсеров в «жесткую оппозицию». «Мы считаем, что выбранный руководством партии “Справедливая Россия” курс на войну с “Единой Россией” ошибочен», — говорилось в обращении. Бабаков подлинность этого письма никогда не признавал.
В 2012 году Путин назначил Бабакова своим спецпредставителем «по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом». Так депутат стал официально заниматься международными отношениями.
В 2014 году Бабаков, как и другие депутаты, поддержал захват Крыма и войну на Донбассе, а в 2016 году пересел в кресло сенатора. В 2021-м вернулся в Госдуму, снова вместе с партией «Справедливая Россия — За правду», проделав путь из так называемой оппозиции во власть и обратно.
Как многолетний депутат и сенатор, Бабаков обязан каждый год обязан отчитываться о своих доходах. По декларациям он гол как сокол, до 2020 года у него даже не было своего жилья. Но зачем оно ему, когда у него есть Гинер и Воеводин, а также родственники? Например, для владения бизнесом партнеры не стеснялись привлекать своих жен. Ирина Бабакова и Наталья Селиванова, супруга Михаила Воеводина, до 2011 года владели компанией «Запад-ИК», а позже переписали ее на белизский офшор Taxhelp Business Management Corp. Посмотрим, что у депутата и его друзей есть за рубежом.
Украина
С 2001 года группа Бабакова начинает скупать в Украине энергетические активы.
В их руках оказались областные энергетические компании в Киеве, Одессе, Херсоне, Севастополе, Ровно, Кропивницком, Черновцах и Житомире (сейчас остались компании в пяти регионах). Все они работают под вывеской VS Energy.
В 2004 году во время первого Майдана Бабаков сделал ставку не на Януковича, а на Ющенко. И ему, и Дмитрию Рогозину тогда пришлось померзнуть на трибуне протеста.
Сам Бабаков был на инаугурации Ющенко вместе с Борисом Немцовым и Анатолием Чубайсом.
Этот украинский бизнес записан на одноименную латвийскую компанию VS Energy. После начала полномасштабной агрессии против Украины VS Energy начала утверждать, что Гинер перестал быть ее акционером еще в 2014 году. Компания осудила войну и заявила, что финансирует вооруженные силы Украины и волонтеров. VS Energy перечислила и закупила оборудования для украинской армии на 51 миллион гривен. Похвально, но это лишь часть правды. Среди акционеров латвийской VS Energy до сих пор находятся трое граждан Латвии и двое граждан Германии. Давайте разбираться, кто они.
В 2016 году благодаря «Панамскому досье» стало известно, что депутат Бабаков владел до 2011 года офшором с Британских Виргинских островов AED International Limited, который позже переписал на дочь Ольгу. А Михаил Воеводин владел другим офшором, NYX Management Limited (впоследствии он передал его Гинеру). Обе эти компании управлялись латвийской компанией V.D. Nominees Limited, чьими сотрудниками были Вилис Дамбиньш и Валт Вигантс — текущие акционеры VS Energy.
Латвийское издание Re:baltic выяснило, что Дамбиньш в 2016 году встречался с депутатом Европейского парламента Жан-Люком Шафхаузером, чтобы обсудить вопросы кредитования французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Шафхаузер признал, что Дамбиньш действовал по инструкции, полученной от Александра Бабакова. Спустя полгода Дамбиньш встретился в Париже с еще одним депутатом от «Национального фронта», казначеем партии Валлераном де Сен-Жюстом. В письме, направленном Re:baltic, финансовый управляющий заявил, что не принимал участия в операциях от лица Бабакова, и не работает с Бабаковым и со связанными с ним компаниями. Но, как удалось установить Re:baltic, компания Дамбиньша Spencerdale Limited перечислила 250 тысяч евро исследовательскому центру Académie Européenne, одним из основателей которого является Шафхаузер.
Это не единственный пример влияния Бабакова на зарубежную политику — в апреле этого года Минюст США обвинил зампреда Госдумы и двух его помощников Александра Воробьева и Михаила Плисюка в заговоре с целью оказать влияние на американскую политику. В пресс-релизе ведомства говорится, что с 2012 по 2017 года они пытались лоббировать российские интересы в Конгрессе США. В 2017 году против Бабакова, Воробьева и Плисюка США ввели санкции.
Третий латыш, Алтбергс Артурс работает старшим юристом в компании, которую возглавляет Вилис Дамбиньш.
Теперь перейдем к гражданам Германии, которые также владеют по 20% VS Energy.
Первый — Олег Сизерман, человек, который с начала 90-х управляет сетью игровых залов в Берлине: «однорукие бандиты» там легальны и нередко используются для отмывания денег. А еще Сизерман вместе с Михаилом Воеводиным много лет управляет компанией VOGIS Grundstücks- und Handels- GmbH, которая принадлежит Евгению Гинеру.
Вторая гражданка Германии — Марина Ярославская. Ее отношения с Гинером легко подтверждаются, например, документом 2008 года, в котором Владимир Путин принял выход из гражданства «Ярославской Марины Владимировны с дочерью Гинер Юлией». Это супруга Евгения Гинера. Но, может быть, Марина Владимировна уехала жить в Германию и разорвала все отношения и с мужем, и с Россией? Нет, в 2021 году Ярославская оформляла себе ковидный пропуск в Москве, чтобы приехать «с дачи домой и обратно». «Дача» — это дом Евгения Гинера в поселке Акулинино, где по соседству с ним живут экс-глава РЖД Владимир Якунин, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, его первый заместитель Владимир Артяков, инвестор Рубен Варданян и близкий к Путину олигарх Аркадий Ротенберг.
Подведем небольшой итог. Украинская компания VS Energy, у которой «нет акционеров из России», принадлежит людям, которые работали на Бабакова, партнеру Воеводина и Гинера, и лично жене Евгения Гинера.
На Наталью Селиванову, супругу Михаила Воеводина, в Украине также записано владение шикарным отелем Premier Palace в центре Киева и доля завода «Днепроспецсталь» в Запорожье. Евгений Гинер контролирует Первый инвестиционный банк и сейчас пытается его продать. А ялтинский отель «Ореанда» перешел во владение группе после аннексии Крыма, за которую голосовал Бабаков.
В мае этого года Государственное бюро расследований Украины заявило о начале досудебного расследования деятельности в отношении группы Бабакова.В санкционный список Украины его внесли в 2018 году.
Словакия
Теперь перемещаемся на запад. Почему компания группы Бабакова VS Energy так называется? Потому что приватизацией украинских электросетей они начинали заниматься с государственной словацкой компанией «Восточно-Словацкие электростанции». К концу сделки госкомпания вышла из нее, а название так и осталось.
Как обнаружили словацкие журналисты из Расследовательского центра Яна Куцяка, в 2003 году Александр Бабаков, его супруга Ирина, Михаил Воеводин и его жена Наталья Селиванова стали указывать один и тот же адрес проживания в городке Требишов. В том же году все они, за исключением Бабакова, получили гражданство Словакии — за якобы значительный вклад в пользу Словацкой республики. Бизнесмены «спасли» финансовое положение консервного завода в Требишове, получили гражданство, а потом завод все же был обанкрочен.
До 2014 года Ирина Бабакова и Наталья Селиванова владели по 20% в компании ROKOSAN s.r.o., которая занимается производством удобрений, но с 2014 года партнером осталась только Селиванова. Кстати, другая часть компании принадлежит троим словакам, которые, как и в Латвии, скорее номинальные владельцы. Согласно публикации местных журналистов, компания Бабаковой и Селивановой получала кредит в €3 млн от компании Dartford Services Limited. По словам директора словацкой компании, этот займ предоставил Михаил Воеводин.
Михаил Воеводин владеет пятью словацкими компаниями — это солнечные электростанции в Словакии, которые активно пользуются государственными субсидиями.
В 2016 году Селиванова и Воеводин купили квартиры на востоке Словакии, но на звонке квартиры Воеводина вместо него находится фамилия номинального совладельца их словацких компаний — Ярослава Кочака.
Запасные аэродромы в пятой республике
Еще в 1999 во Франции была основана компания SCI du Chateau de St Leger, владельцем которой до 2009 года выступала британская компания Garratt Investments Limited, которую контролировал Александр Рене Гарез. Еще не так давно Александр на своем сайте хвастался, что занимался приватизацией энергокомпаний в Украине и входил в совет ЦСКА. В 2009 году контроль над французской компаний получает Ирина Бабакова, супруга Бабакова. А в 2013 году совладельцами становится совершеннолетние дети политика: Михаил и Ольга Бабаковы.
Так что же записано на эту компанию? Вот это прекрасное шато Château du Clos Renard в коммуне Сен-Леже-ан-Ивелин в паре часов от Парижа. 11 гектаров земли, основной дом, бассейн и вспомогательные здания — все это стоимостью не менее €11 млн. После начала войны шато было арестовано правительством Франции.
В 2018 году Ольга Бабакова уведомила французский реестр, что сменила фамилию на Ле Брен. За два года до этого в московской гостинице «Украина» прошла свадьба под названием Riviera Express. Поистине шикарное мероприятие на три сотни гостей. Невесту к алтарю, конечно, проводил отец — депутат Бабаков.
Жених — Лоран Андре Роберт Жан Ле Брен. Согласно британскому реестру, он — гражданин Великобритании, проживающий в Бельгии. Сейчас Лоран — президент бельгийской компании с нетипичным для страны названием Sovamir, а ранее был руководителем чартерного подразделения компании Princess Motor Yacht Sales, которое занимается прокатом яхт в Европе.
Сам Бабаков находится под санкциями Евросоюза с 2014 года. На работе он «воюет» с НАТО и призывает казнить двух граждан Великобритании, которые воевали за Украину, попали в плен и в так называемой ДНР были приговорены к смертной казни. Сам депутат при этом покупает во Франции недвижимость, а его дочь выходит замуж за британца.
Но вернемся во Францию. Кроме Бабакова, тут же недвижимость купила и семья граждан Израиля Михаила Воеводина и Натальи Селивановой. Недалеко от Женевы в провинции Дивон-ле-Бен через две компании — SCI Ferme de Nuchon и Daria & Co — Селиванова владеет поместьем. Кроме жилого дома, на участке находится конюшня и школа верховой езды. Недалеко есть еще один участок поскромнее. 1% этих объектов через британскую Kilworth Trading Limited принадлежит Евгению Гинеру.
Еще одна французская компания SCI du Jardin Alpin тоже на 99% принадлежит Селивановой, а на 1% через британскую компанию — Вадиму Гинеру, сыну Евгения. Эта компания владеет недвижимостью на курорте Парадиски в альпийском местечке Арк 1800 — тут самая широкая сеть подъемников в округе.
Это не единственные зарубежные активы Вадима Гинера: в 2017 году из «Райского архива» (утечки из ошфорной юрфирмы Appleby) мы совместно с изданием Russiangate узнали, что сын политика связан с двумя авиакомпаниями, зарегистрированными на Бермудах. Также он был акционером латвийской Capital Jets Management, SIA, ликвидированной в 2020 году.
Подведем итог: полукриминальная группа заходит в российскую политику, голосует за войну в Украине, переписывает свой украинский бизнес на номиналов, жертвует миллионы ВСУ, чтобы у них не отобрали бизнес и при этом уверяет, что связей с Россией у них нет.
Остановите войну!
Авторы:
Михаил Маглов
Ива Цой
при участии программы “Схемы”, проект “Радио Свобода”