Часть 1. Земля, вода и небо Евгения Пригожина

Как авария легкого вертолета приводит ко всему авиапарку бизнесмена и новой яхте; что рассказывает о Пригожине возивший его пилот; кому «повар Путина» доверяет самолет и яхты; как фирма-владелец техники связана с Центральной Африкой. Совместное расследование Настоящего Времени и «Муниципального сканера».

ВЕРТОЛЕТАМИ ОБЩЕПИТА

В Санкт-Петербурге возле знаменитой башни Газпрома разместился малоэтажный квартал «Лахта-Парк». Среди леса на площади в 17 гектаров — 490 апартаментов, коттеджи и дома не выше пяти этажей. «Лахта-парк» построен на землях, полученных в аренду от мэрии Санкт-Петербурга. Он находится возле Ольгино: района всемирно известного благодаря «фабрике троллей» — если верить американским спецслужбам, она принадлежит Пригожину, а ее сотрудники смогли своими постами в соцсетях повлиять на ход американских выборов.

«Фабрика» переехала, но предприниматель Евгений Пригожин остался. За эту землю он даже судился со Смольным. В 2011 году участок получило в аренду ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг», тогда владельцем компании значилась 72-летняя мать Пригожина Виолетта. Чиновникам объяснили, что здесь будет построен медико-реабилитационный центр с wellness-парком. Когда в Лахте появился жилой квартал, землю попытались отобрать, но компания жены Пригожина «Новые технологии СПА» отстояла право на участки под уже построенными домами и коттеджами в арбитраже.

Жена Пригожина Любовь Валентиновна — совладелец многих компаний, входящих в сферу интересов ее мужа. В конечном счете она оказалась застройщиком жилого квартала.

Рядом с «Лахта-Парком» находится другой жилой комплекс — «Северный Версаль». Его застройщиком выступала компания ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг», с 2017 года переписанная на Пригожина. Лично предпринимателю принадлежит один из 49 уникальных особняков, еще три — его жене и дочери.

Между «Лахта-Парком» и «Версалем» нашлось место для вертолетной площадки. Оттуда регулярно взлетает небольшой вертолет Robinson R44 — личное воздушное такси Пригожина и его семьи.

До 2011 года Евгений Пригожин был владельцем и совладельцем компаний «Бета» и «Гамма»
До 2011 года Евгений Пригожин был владельцем и совладельцем компаний «Бета» и «Гамма», позже они принадлежали его супруге Любови. В 2017 году «Бета» и «Гамма» учредили ТСЖ «Северный Версаль», а в 2016 году Любовь Пригожина стала владеть компанией «Лахта Парк Премиум». Владельцем головной компании Пригожина «Конкорд менеджмент и консалтинг» до февраля 2017 года выступала его мать — Виолетта Пригожина, после Евгений Пригожин стал владеть фирмой лично.

По данным Росреестра, земельный участок, на котором располагается вертолетная площадка, находится в аренде у компании «Конкорд менеджмент и консалтинг» с 2009 года. Она засветилась в ролике Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, который сделал виртуальную экскурсию по владениям Пригожина.

В мае 2016 года вертолет Robinson R-44 (бортовой номер RA-06364) потерпел крушение на территории Юнтоловского заказника, в двух километрах от посадочной площадки «Лахта». Оба пилота не пострадали. Из отчета МАК стало известно, что вертолет принадлежал компании «Меркурий», которая занимается организацией питания для Минобороны на Дальнем Востоке.

Фото вертолета Robinson R-44 бортовой номер RA-06364 после крушения. Фото: отчет МАК
Фото вертолета Robinson R-44 бортовой номер RA-06364 после крушения. Фото: отчет МАК

Примерно год спустя управление Государственного авиационного надзора провело проверку на вертолетной площадке в «Лахта-Парке», но теперь ее фигурантом была другая компания — «Общепит» (место проведения инспекции указаны в отчете, который размещен в открытой базе Генеральной прокуратуры). Выявленные нарушения: пилот не сообщил пассажирам о средствах пожаротушения, не доложил место и магнитный курс взлета.

ОБЫЧНЫЙ ДЯДЬКА

Работа на вертолете Robinson заключалась в том, чтобы отвозить Пригожина или его жену на небольшие расстояния в пределах Санкт-Петербурга и окрестностей, рассказал НВ один из бывших пилотов этой машины на условиях анонимности. К примеру, предприниматель обычно летал в аэропорт и «в те места, куда невозможно добраться автомобилем». Летчик практически не общался с сотрудниками компании «Общепит», его даже не оформляли на работу.

«Пришел с задних ворот, получил от охранника ключи и рабочий телефон — и сиди жди. Если требовалось топливо, в телефоне был заранее записан номер, по которому можно было заказать бочки с бензином. Заправлял сам. Перед вылетом по тому же телефону выполнялись все необходимые предполетные согласования, после смены телефон и ключи возвращались охраннику. Деньги за работу передавались через охранника на входе на территорию, — рассказал пилот. — По сути, кроме первого лица, я и не видел никого».

О том, кто был «первым лицом», летчик узнал позже, посмотрев на ютубе ролик про убитых в ЦАР журналистов. «Бывают гораздо страшнее персонажи. Обычный дядька», — описал пилот своего пассажира.

Специалист, занимающийся бизнес-авиацией, в разговоре с НВ отметил, что Robinson R-44 относится к классу легких вертолетов, такие можно регистрировать даже на частное лицо. Эксперта удивило, что такой влиятельный человек, как Пригожин, пользуется именно этой моделью.

«Это очень простая бюджетная машина, ее может себе позволить любой бизнесмен средней руки, люди такого калибра обычно летают Eurocopter. Странно, что Пригожин выбрал Robinson R-44», — сказал собеседник НВ.

Пилот, работавший на «Общепит», тоже был не в восторге от этой машины. «Люди, которые попадают в вертолет, особенно в такую рухлядь, как Robinson, меняются. На земле они могут быть кем угодно, но внутри они становятся гладенькими, хорошенькими. Ведут себя как положено, вопросов не задают», — рассказал он.

ДОБРОЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕК

Собственник «Общепита» — житель Санкт-Петербурга Павел Арнольд. В своих социальных сетях Арнольд писал, что в 2003 году окончил Военную академию материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулева. Компания «Общепит» с июня 2013 года получила 18 госконтрактов на общую сумму 233 миллиона рублей на организацию питания. Заказчик — АО «Военторг».

Арнольд подтвердил НВ, что он действительно директор «Общепита». На вопрос, зачем его компании вертолет, он написал, что один из видов деятельности компании — «покупка и продажа различной техники и сдача ее в аренду». На другие вопросы менеджер отвечать отказался.

Евгения Пригожина и Павла Арнольда связывают не только бизнес на готовом питании и общий вертолет. Арнольд в 2014 году выступил учредителем компании ЗАО «Литера», которая с марта 2017 года стала владеть компанией ООО «Бизнес проджект». До этого «Бизнес проджект» принадлежала семье Пригожиных напрямую.

«Бизнес проджект» владел небольшим самолетом Cessna 182Т с бортовым номером RA-67717. Потом он перешел в собственность компании «М-Финанс», а эксплуатантом борта стала зарегистрированная в ЦАР компания Lobaye Invest, свидетельствуют документы, полученные центром «Досье» (подробнее об этой «Цессне» НВ рассказывает в четвертой главе).

В 2016 году «Бизнес проджект» купил 31-метровую яхту Stormbringer. Фрахтователем с правом выкупа яхты стала сейшельская компания Beratex Group. Это известно из документов Арбитражного суда Санкт-Петербурга: «Бизнес проджект» оштрафовали на 126 млн рублей за нарушение валютного законодательства, компания успешно обжаловала это решение.

Еще одну яхту компании Beratex Group — 37-метровое судно St. Vitamin, которым пользовалась семья Евгения Пригожина, — ранее нашел Алексей Навальный. Жителю Геленджика удалось поймать обе яхты в один кадр.

Яхты Stormbringer (слева) и St. Vitamin (справа) в Геленджикской бухте. Фото: форум coast.ru
Яхты Stormbringer (слева) и St. Vitamin (справа) в Геленджикском заливе. Фото: форум coast.ru

Офшор Beratex Group связан не только с морскими судами Пригожиных, но и с самолетами. В регламенте Европейской комиссии о списке эксплуатантов воздушных судов Beratex Group указывается как российская компания. Согласно публичной информации, офшор владеет малым двухдвигательным самолетом Hawker 800 с бортовым номером M-VITO. Полина Пригожина, дочь Евгения, в своем инстаграме публиковала фотографии этого самолета и снимок салона. «Папа доброй души человек», — отреагировал один из ее подписчиков.

Во время одного из полетов в Европу самолету потребовался срочный ремонт: надо было «поменять окно», рассказали НВ техники, выполнявшие эту работу. Чтобы избежать отказа в обслуживании из-за того, что Пригожин находится под американскими санкциями, джет запросил аварийную посадку. Ремонт оплатил сейшельский офшор Beratex. Сотрудник литовской компании, чинившей самолет, на условиях анонимности рассказал НВ, что организатором рейса был чартерный брокер «Юниджет» (компания, которая обслуживает частную авиацию), зарегистрированный в Москве.

Сотрудница «Юниджета» на вопрос, летает ли этим самолетом Пригожин, ответила, что «это не совсем корректная информация», но отказалась от дальнейших комментариев, сославшись на коммерческую тайну. На письменный запрос в компании не ответили.

У бизнес-джета Hawker 800 M-VITO богатая и довольно оригинальная история полетов. Чаще всего самолет курсирует между Санкт-Петербургом и Москвой. Но есть и другие, более экзотические направления: за последние два года M-VITO 48 раз совершал посадки и взлеты в Бейруте, столице Ливана. Далее он отправлялся в Сирию и в сторону стран Африки, в воздушном пространстве которых публичные авиатрекеры не могут получить необходимую для отслеживания борта информацию.

По данным «Новой газеты», в Африке M-VITO приземлялся в Ливии, Демократической республике Конго, Анголе, Мозамбике, Зимбабве и на Мадагаскаре. Известно, что в декабре 2018 года M-VITO приземлялся в Хартуме (столица Судана), Найроби (Кения), Нджамене (Чад).

На Мадагаскаре бизнес-джет появлялся в самый разгар президентской избирательной кампании, в которой Россия приняла активное участие. Структуры Пригожина отправили туда политтехнологов, а связанное с предпринимателем агентство ФАН — своих сотрудников, которые публиковали материалы о вмешательстве американцев на выборах в пользу одного из кандидатов. В итоге победу одержал политик, которого в своих статьях поддерживало агентство ФАН.

У НВ нет подтверждения, что все перелеты бизнес-джета M-VITO связаны с командировками Евгения Пригожина.


Читайте во второй части: как появился и окреп монопольный бизнес по обслуживанию российской армии; как структуры бизнесмена освоили деньги, которых хватило бы на мост в Крым; почему связи между компаниями империи Пригожина очевидны для проверяющих органов, но игнорируются; зачем вообще создавать столько фирм.

Михаил Маглов, Тимур Олевский, Дмитрий Трещанин
Настоящее время

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *